Как устроен бизнес брокера

На чем зарабатывает брокер

1. Процентный доход

Бизнес брокера состоит из процентных и комиссионных доходов — в точности как у банка. Процентный доход возникает, когда кто-то размещает свои деньги под процент. Для банка это кредит, а для брокера — маржинальное кредитование.

Брокер с вашего согласия берет ценные бумаги или денежные средства из портфеля и отдает кому-то на выгодных условиях, а вам потом выплачивает часть дохода. Кредитуемый инвестор может открыть за счет них короткую или длинную позицию.

 Из-за своих активов переживать не стоит, потому что брокер обязуется вернуть их. Согласие на использование ваших активов даете только вы сами.

Часто у брокера помимо основной брокерской лицензии есть еще дилерская. Она позволяет ему иметь собственные активы и торговать от своего имени. Эти активы брокер тоже может давать в долг.

 Важно, чтобы деньги постоянно работали, поэтому кэш также используется для покупки ценных бумаг, например коротких облигаций. От этого брокер тоже получает доход: как и вы, брокер может быть акционером многих эмитентов.

Какая лицензия позволяет брокеру торговать от своего имени? Диллерская

2. Комиссионный доход

А теперь поговорим про комиссионные доходы. Комиссионный доход возникает, когда клиент совершает операции, пользуясь сервисами брокера. Сюда относятся комиссии за совершение сделок, абонентская плата по тарифу, маркетмейкинг и доход от инвестиционных продуктов. Разберем их все.

• Комиссия за совершение сделок

При покупке или продаже ценной бумаги брокер получает комиссию. Это связано с инфраструктурой. Брокер буквально подключает вас к бирже через свою ИТ-инфраструктуру. А это стоит денег. Раньше инвесторы не платили за подключение к бирже, но платили за живого менеджера, приставленного к нему. Это было дорого. Использование ИТ-инфраструктуры позволяет снижать комиссии.

• Абонентская плата за тариф

Абонентская плата за тариф возникает, потому что разные клиенты требуют разного подхода. Например, премиум-клиенты хотят доступ к внебиржевым бумагам и персональные стратегии. Обслуживание таких клиентов обходится дороже, поэтому взимается дополнительная плата.

• Маркетмейкинг

Когда вы покупаете инструмент на бирже, ваша заявка попадает в стакан — список лимитных заявок на покупку/продажу актива. И вам очень хочется, чтобы сделка прошла быстро и по лучшей цене. Чтобы это обеспечить, нужна высокая ликвидность инструмента. Характеристикой высокой ликвидности является небольшой спред — разница между лучшей ценой покупки и продажи.

Услуга по обеспечению высокой ликвидности называется маркетмейкингом — биржа заключает контракт с брокером на поддержание ликвидности инструмента. Что в этом случае делает брокер? Торгует с рынком, выставляя заявки на покупку и продажу.

Отсюда можно сделать два вывода:

  1. часто вы торгуете не с другим инвестором, а с самим брокером;
  2. брокер в моменте держит очень много ценных бумаг компаний.

За то, что брокер берет на себя этот риск, биржа ему платит. Также брокер сам может заработать на спекуляциях.

• Доход от инвестиционных продуктов

Одна из задач брокера — помощь в выборе инструментов. Когда вы сами выбираете, что купить, это ваш выбор и ваше решение. Но бывает так, что клиент хочет делегировать принятие решений, то есть довериться профессионалу. Так возникают инвестиционные продукты, где решение принимает не инвестор.

К этой группе можно отнести доверительное управление, ETF и БПИФы. В случае доверительного управления стратегия подбирается индивидуально, а в случае фондов собирается один общий портфель на тысячи инвесторов. Принцип заработка здесь одинаковый — комиссия за управление активами. Также брокер зарабатывает на структурных продуктах — инструментах из нескольких ценных бумаг. Внутрь такого инструмента брокер закладывает свою комиссию.

На этом все с российскими брокерами. Взглянем на структуру выручки российского брокера.

Откуда доходы брокера?

Отличие американских брокеров от российских

Поговорим про рынок в США — самый крупный и развитый фондовый рынок в мире. Источники дохода у него те же, но есть отличие. Взглянув на структуру выручки, мы видим отличие — главным источником дохода являются не комиссии, а проценты.

Почему в США комиссии у брокеров стала ниже?

Коротко о главном

  1. Бизнес брокера состоит из процентных и комиссионных доходов.
  2. Комиссионный доход возникает, когда клиент совершает операции, пользуясь сервисами брокера: это абонентская плата по тарифу, маркетмейкинг и доход от инвестиционных продуктов.
  3. Если в РФ заявки идут только на биржу, то в США брокер может выбирать, отправить заявку на биржу или посреднику.
МИР Новостей Zorrx.Ru