Зимний дизель дорожает из-за жадности олигархов

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша недавно предупредил, что в России может возникнуть дефицит зимнего дизеля.

Дело в том, что российские нефтяные компании стали его экспортировать еще до начала холодов в больших объемах. Желание заработать, когда на мировом рынке растут спрос и цена на нефтепродукты, понятно. Но чего ждать российским автомобилистам?

Разница цен между летним и зимним дизелем в ряде регионов России уже составляет 10 рублей (зимний дороже). Морозоустойчивый дизель и раньше был дороже на 2 рубля, но не настолько же! Биржевая цена зимнего дизельного топлива всего за неделю выросла сразу на 5 тысяч рублей за тонну. А закупочная цена на зимний дизель в регионах подскочила сразу до 63-65 тысяч рублей за тонну. Раньше такого не наблюдалось.

В итоге в России сейчас сложилась ситуация, когда цены оптовые и розничные на дизельное топливо существенно выше, чем на бензин. «А это ненормально», — отметили в Российском топливном союзе.

Если раньше избежать дефицита морозоустойчивого дизеля зимой россиянам помогало наличие на АЗС средних дистиллятов или заменителей дизельного топлива, то в настоящее время их почти нет на внутреннем рынке — они все уходят на экспорт. Там нефтяным компаниям продавать их выгоднее. Вот такое вот «национальное достояние».

По прогнозам экспертов, цены на частных автозаправках будут, конечно же, гораздо выше, чем у оптовиков, у АЗС от самих неф­тяных компаний. В итоге на ряде заправок в России будут либо откровенно наживаться на автомобилистах, либо объявят о дефиците и замотают шланги.

Ситуация, прямо скажем, нерадостная. Тем более что зимний дизель необходим для фур, которые подвозят продукты в сетевые магазины типа «Магнита», «Пятерочки» и других. Не скажется ли это на конечной цене продуктов?

Кроме того, дизтопливо, которое не подведет в морозную погоду, нужно МЧС, коммунальным и медицинским службам.

Значительная часть России расположена не на югах. Кое-где уже начало подмерзать, даже снег пошел в ряде регионов. Так что потребность в зимнем дизеле там есть уже сейчас. Как предполагается выходить из нынешней ненормальной ситуации, когда в северной нефтедобывающей стране большую часть зимнего дизеля пустили на экспорт? Интересно, кстати, кому продают? Ведь Китаю и Индии морозов­устойчивый дизель вроде бы в силу климатических условий не так уж и нужен.

Российский топливный союз уже предложил пути выхода из «дизельного кризиса». Во-первых, закрыть пока экспорт морозоустойчивых сор­тов дизтоплива. Во-вторых, договориться о поставках недостающего российскому рынку объема зимнего дизеля из Белоруссии.

Стоит ли запасаться морозостойким дизелем впрок? Эксперты считают, что рано паниковать. Все еще можно исправить. Похоже, что правительству России придется подключиться и отрегулировать вопрос о зимнем дизеле. Определить, сколько можно продавать за рубеж, а сколько нужно оставить дома.

МИР Новостей Zorrx.Ru