Мифы и реальность автопрома

Эксперты и общественность все больше внимания уделяют ситуации в отечественном автопроме. Точнее, выпуску отраслью «родных» легковых авто. И почему-то мнения знатоков и чиновников сильно расходятся.

«Автопром, который после ухода зарубежных компаний из-за нехватки комплектующих обвалился на 80-90 процентов, сейчас восстанавливается, — заявил глава Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. — Ситуация в российской экономике сейчас гораздо лучше, чем мы того ожидали летом. Настроение в то время у всех нас было тревожное, имелись опасения, что будут серьезные сбои в поставках различной продукции, что сильно просядут многие отрасли. Ан нет, справились».

Глава комитета Госдумы порадовал, что в Липецке скоро откроется новое производство, а в особой экономической зоне «Алабуга» в декабре совместно с китайскими компаниями начнется выпуск новых автомобилей.

А на совещании в Совете Федерации о происходящем в отрасли бывший глава Минтранса, теперешний гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов добавил оптимизма, что в июне завод «начал вставать с колен». Дескать, уже в августе с конвейера вышли 18 тысяч машин, что всего на 7% меньше, чем за тот же период 2021-го.

Похоже, специалисты запутались в сетях правды и выдумок для высокого начальства, которые сами для себя сплели. Неужели победа придет в 2023-м, когда, как пообещал М. Соколов, на «АвтоВАЗе» планируется выпустить 500 тысяч автомобилей, что на 15% больше докризисного 2021 года? В народе говорят: «Обещать — не значит жениться».

Есть подозрения, что у нас большим начальникам оптимизм выдают вместе с зарплатой. Иначе как они не заметили, что в мае продажи новых машин в России рухнули на 83%, производство — на 97%. Причины известны: зарубежные автоконцерны сворачивают производство, поставок из-за границы нет, деньги у людей кончаются.

kstati-avto
kstati-avto

В июле производство легковых автомобилей в России в годовом выражении сократилось еще на 80,6%, до 19,4 тысячи штук. А в планах «АвтоВАЗа» в ближайшее время (какое?) довести выпуск до 800 тысяч авто. То есть увеличить в 40 раз! Это благодаря каким таким чудесам?!

«Автопром оказался в нехорошей ситуации, — вежливо выразился исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. — Виноваты логистика, санкции и отсутствие национальной компонентной базы. Все заводы работают ненормально, в рваном режиме. В самом худшем состоянии ВАЗ, у него практически вся комплектация шла через Renault».

Эксперт отметил, что никто не предполагал такого развития событий. И было бы неправильно, живя в глобальном мире, все делать только у себя. Поэтому надо срочно создавать систему самообеспечения, или, как нынче модно, импортозамещения, комплектующими. Пока у того же «АвтоВАЗа» из комплектующих в отечественные авто вернулись только магнитола, кондиционер и подушка безопасности. При этом от 100 до 300 комплектующих по-прежнему находятся в зоне риска, и конвейер может быть остановлен в любой момент.

Знатоки рассказывают: чтобы обеспечить хоть какое-то движение конвейера, «АвтоВАЗ» прибегнул к крайним средствам — авто стали выпускать по упрощенному регламенту. Без таких важных устройств, как антиблокировочная система тормозов ABS, система курсовой устойчивости ERS, подушка безопасности, электроусилитель руля. Все эти устройства управляются микрочипами иностранного производства, которых в наличие нет, — в РФ их пока не делают, не научились. Спасибо либерал-реформаторам: на заре российского рынка, обалдев от потока нефтедолларов, они хвастались, что не надо заморачиваться производством, мол, все купим на доллары за кордоном.

Власти требуют от отечественных производителей, чтобы население активно покупало их автомобили — в большом количестве и по завышенным на сегодня ценам. Хотя качество этих «лад», мягко говоря, оставляет сильно желать лучшего. Дошло до того, что

М. Соколов попросил в Совете Федерации для увеличения сбыта внести поправки в закон о такси, обязывающие компании приобретать продукцию отечественного автопрома, а также разрешить молодым семьям использовать на эти цели материнский капитал. Однако одновременно выяснилось, что правительство планирует сократить программы льготного кредитования, обеспечивающие спрос населения на продукцию российского автопрома. Если раньше на них выделялось 20 млрд рублей, в 2022-м — 10 млрд, то в проекте бюджета 2023 года значатся только 5 млрд. Вроде как покупайте вовсю, только денег вам не дадим. И это похоже еще на один миф о поддержке государством российского автопрома.

В ходе обсуждения в Совете Федерации сенаторы упрекнули кабмин в отсутствии внятной стратегии поддержки автопрома. В свою очередь, представители отрасли озвучили инвестиции, необходимые для создания современных оте­чественных автомобилей. Национальная автоматическая коробка передач потребует вложений в объеме 30 млрд, а новая механическая коробка — 10 млрд плюс полный привод — 20 млрд рублей. Сумасшедшие на сегодня деньги! Где их взять? Специалисты клянутся, что на разработку понадобится не менее 4-5 лет, но власти требуют уложиться в 2-3 года. Каким образом?

У самого «АвтоВАЗа» больше 100 млрд долгов. Инвесторы гасить их и вкладываться не торопятся, у них еще миллиарды заморожены из-за санкций в Renault. Государство же казенные деньги тратить на отечественные авто не спешит. И это тоже жесткая реальность сегодняшнего российского автопрома.

МИР Новостей Zorrx.Ru